Как написать сценарий к дистанционному курсу
Вступление
Итак, вы задумали создать обучающий курс, но не можете представить, насколько труден будет этот процесс и как много времени он займет. Стоит ли начать его сразу с поиска подходящего редактора курсов? Или прежде всего нужно озаботиться дизайном и подумать над оформлением?

На самом деле, эти этапы тоже важны при разработке курса. Однако, начинать его создание, как и в случае с любым другим медиа-контентом, будь то YouTube-видео или статья для блога, лучше всего с примерного плана (структуры) или сценария. В этой статье мы как раз и поговорим о том, как и зачем его писать.
Зачем нужен сценарий?
Как карандашный набросок, а затем и этюд позволяют художнику выбрать наилучшую композицию для будущего полотна, так и создание сценария даст вам прочувствовать конечный результат задолго до готовности самого курса.

А еще это сэкономит вам немало времени, потому что:
  • По мере того, как работа над сценарием будет набирать обороты, вам в голову начнут приходить идеи о том, как улучшить курс. Согласитесь, что вносить любые изменения на этом этапе намного быстрее, чем в готовый материал.
  • В случае, если вы разрабатываете курс для заказчика, вы сможете отправить сценарий на согласование и тем самым обезопасить себя от серьезных переделок материала уже после его готовности.
  • Разработка собственных корпоративных шаблонов сценария для курсов позволяет не тратить время на создание каждого нового материала с нуля.
Кроме того, привычка начинать создание контента со сценария позволит вам меньше зависеть от порывов вдохновения и больше полагаться на силу холодного ума, а значит, получать более стабильный и осмысленный результат.
Что включает в себя сценарий?
  • Концепция курса
В самом начале работы над курсом жизненно важно определить, для кого он будет создаваться, с какой целью, а также, – кто будет выступать в качестве предметного эксперта и поставлять информацию по теме – это и называется созданием концепции.
Нужно обучить группу сотрудников правилам компьютерной безопасности? В таком случае, необходимо выяснить, какие ошибки, представляющие опасность для IT-инфраструктуры компании, чаще всего допускают сотрудники этого отдела, как много технических подробностей можно включить в курс для этой аудитории, а также, какими метриками нужно будет руководствоваться, чтобы оценить результаты обучения.

Набор вопросов тут универсальный – подойдет для любого курса. Посмотреть и скачать примерный список вопросов, на которые необходимо ответить для создания концепции, можно по ссылке.

  • Описания действующих лиц и сюжета
Далее необходимо описать всех персонажей, которые будут задействованы в курсе, прямо как во вступлении к театральной пьесе. Укажите их характеры и подумайте над тем, какое развитие они получат в течение курса, а также распишите сюжет, по которому будет развиваться действие.
Помните о том, что любая аудитория будет внимать только правдоподобным персонажам, которые достоверно смотрятся в том сеттинге, в который вы их поместили. Кстати, здесь же можно расписать реплики героев, чтобы затем прикрутить к ним файлы озвучки.

При создании сюжета с персонажами используйте классическую 3-актную структуру:
1
Завязка
Знакомим аудиторию с основными локациями, действующими лицами и намекаем на будущий конфликт. В конце 1-го акта делаем неожиданный поворотный момент, после которого обостряется конфликт и начинается второй акт.
Пример:
Сотрудник техподдержки принимает звонок от клиента, который на прошлой неделе общался с его/ее коллегой.

В процессе разговора сотрудник выясняет, что от успешного решения вопроса зависит крупная сделка с компанией клиента. Однако он/она также обнаруживает, что коллега, который ранее работал с клиентом, еще не приступал к решению вопроса.
2
Развитие
В этом акте происходит развитие конфликта, его нарастание. В процессе герою могут встретиться несколько препятствий, с которыми необходимо будет справиться. Препятствия лучше чередовать с периодами относительного спокойствия, в которые обучающийся сможет осмыслить увиденное и впитать какую-либо полезную информацию.

Конец второго акта знаменуется еще одним неожиданным событием (кризис), которое ставит под вопрос саму возможность положительного исхода истории. Теперь все будет зависеть от правильных действий героя.
Пример:
Клиент начинает подозревать, что его/ее вопрос далек от решения. Повышается голос клиента, в нем появляются нотки отчаяния. Персонажу под руководством обучающегося предстоит выбрать верные слова, чтобы смягчить негодование клиента и вселить в него/нее уверенность, что проблема будет решена.

В конце акта клиент предлагает сотруднику поддержки объяснить ситуацию его/ее начальству. Теперь сотруднику нужно решиться на звонок, от которого зависит судьба крупной сделки, и максимально ясно сформулировать то решение, которое он/она выбрала.
3
Развязка
Наступает кульминация, или момент наивысшего напряжения сил. Герой либо побеждает, либо проигрывает. В случае с обучающим курсом можно продумать и проработать оба исхода. Вариативность сюжета – важная составляющая геймифицированного обучения.
Пример:
Во время экстренного звонка боссу клиента, герой проявил честность, а также правильно оценил все сопутствующие риски и сумел выбрать подходящее решение, что обеспечило успех будущей сделки.
Одно из главных правил построения интересного сюжета – новая информация должна поступать небольшими порциями, за которые еще нужно побороться. Например, для того, чтобы справиться с мини-испытанием во втором акте, герою нужно пройти небольшой интерактив. Полученные сведения (например, пароль от базы данных) помогут ему/ей продвинуться дальше по сюжету.

Если персонажей нет, сюжет носит рудиментарный характер, а курс представляет собой обычную последовательность информационных слайдов, то пропустите этот пункт и сразу переходите к следующему разделу.


  • Сториборд или раскадровка
В случае обучающих материалов без сюжета, под сценарием часто понимается "раскадровка" будущего курса: макеты слайдов, на которых схематично представлены те визуальные элементы, которые появятся на них в дальнейшем (тексты, изображения, видео), плеер курса.

Вот слайд из сценария курса, который мы создавали для одного из наших клиентов:

Такой макет позволит вам максимально точно отобразить содержание будущего курса и даст вашим коллегам возможность подключиться к работе. Например, кто-то займется настройкой интерактивных кнопок, а другой человек сможет заменить бесплатные картинки со стока на более качественные.
Для каких курсов нужно писать сценарий?
Все дистанционные курсы можно поделить на два больших подтипа:
к ним относятся курсы, которые содержат некий набор информации и не требуют от учащихся других активных действий, кроме запоминания и решения тестов. Внутри данной категории можно выделить формат видео-курсов. О том, как писать сценарии к ним, читайте в специальной статье.
в дополнение к информационному слою, привносят способы взаимодействия с учащимися – тренажеры, интерактивности, диалоги и т.д.
Информационные
Обучающие
Писать сценарий целесообразно для обеих категории курсов. В первом случае вы создадите концепцию и макет курса, чтобы понять, как будет распределена информация для запоминания (золотое правило – не более одной мысли на слайд). Во втором – заранее распланируете логику работы тренажеров и других интерактивностей, если это курс без действующих лиц.

В случае же, если ваш курс предполагает наличие персонажей и сюжета, вы будете работать над максимальной комплектацией сценария с концепцией, описанием сюжета и персонажей, а также послайдовым макетом.

Заключение
Таким образом, сценарий – важнейший этап при разработке дистанционного обучения, который помогает делать курсы более профессиональными и сокращает время на их создание и редактирование.
Не забывайте начинать работу над курсом с определения его целей и аудитории, затем переходите к слайдовой раскадровке, а также пользуйтесь 3х-актной структурой при разработке сюжета для курсов с персонажами.

Автор: Павел Бендер
Эта статья написана благодаря помощи моих коллег из Смартлайн, которые уже более 10 лет создают дистанционные курсы для самых разных российских компаний.

Если у вас есть нереализованный проект онлайн-обучения, напишите нам и мы обязательно поможем вам воплотить его.