Профессия педагогического дизайнера: что нужно делать, чтобы стать лучшим
Пожалуй, самый частый вопрос, который слышит педагогический дизайнер от своих знакомых, а иногда и заказчиков: «Как ты можешь сделать курс по этой теме? Ты же специалист совсем другого профиля!»
Ответ на этот вопрос, с одной стороны, прост: педагогический дизайнер – это эксперт не по части объекта изучения, а по части технологий обучения. Ему необязательно изначально глубоко разбираться в теме, чтобы создать наилучший продукт, по которому другие люди смогут эффективно обучаться.

Но, с другой стороны, педагогический дизайнер должен владеть знаниями и навыками из, казалось бы, совершенно разных сфер.

Профессионал в сфере педагогического дизайна должен:
уметь выстраивать коммуникации
обладать системным мышлением
уметь анализировать и структурировать огромные массивы информации
владеть методологией обучения
чувствовать единство стиля
проявлять креативность
А ещё знать:
основы педагогики и андрагогики
особенности восприятия информации
принципы UX-дизайна
современные цифровые технологии и программное обеспечение
Как всё это сочетается в работе одного человека, расскажем на примере этапов разработки дистанционного курса по модели ADDIE. Подробнее о существующих моделях мы писали тут: модели педагогического дизайна
Напомним, модель ADDIE – это аббревиатура от названий основных этапов деятельности при последовательной разработке учебных материалов.
Первый этап называется анализ, и уже из этого понятно, что здесь ключевым являются аналитические способности: педагогическому дизайнеру необходимо проанализировать текущую ситуацию, целевую аудиторию и её потребности, чётко понять задачу и результат, к которому необходимо прийти.
Однако для того, чтобы всё это стало возможным, ему важно научиться правильно снимать запрос заказчика, грамотно выстраивать коммуникацию с руководством компании и конечными пользователями, систематизировать всю полученную информацию и расставлять приоритеты.
Следующий этап – проектирование. На этом этапе педагогический дизайнер продумывает структуру курса с учётом задач и особенностей целевой аудитории.
Но сперва он активно взаимодействует с экспертами для получения «сырого» материала. Вот тут ему необходимо проявить все свои коммуникативные навыки и деликатность – ведь он заходит на чужую территорию и обещает её облагородить. Поэтому так важно расположить экспертов к себе, вызвать у них доверие и при этом тщательно собрать от них всю необходимую информацию по теме.
Когда «сырой» материал получен, начинается методологическая работа. На этом этапе необходимо выстроить учебный контент так, чтобы он был понятен и легко усваивался, продумать формат изложения информации, задания, помогающие лучше усвоить материал, и формы контроля знаний. Понимание основ андрагогики позволяет продумать обучение с учётом возрастных особенностей аудитории. Ну и конечно, на этом этапе не обойтись без системного мышления, которое поможет структурировать информацию и решить задачу с учётом интересов всех сторон.
После глубокой методологической работы начинается самый творческий этап – разработка курса. На этом этапе структура наполняется материалом, создаются презентации, видеоряды. И здесь профессионалу необходимо гармоничное сочетание креативности и единообразия: ведь, с одной стороны, важно создать уникальный продукт и использовать разные формы представления материала для переключения и удержания внимания обучающегося, а с другой стороны – придерживаться единого стиля и раскрывать схожие по форме и смыслу элементы одинаковыми способами, чтобы избежать когнитивной перегрузки.

Для этого педагогический дизайнер должен знать теорию восприятия информации и обладать критическим мышлением, чтобы постоянно ставить себя на место обучающегося и оценивать грамотность, простоту и понятность изложения. А ещё важно владеть основами графического дизайна для правильного использования цвета, инфографики, шрифтов и расположения объектов на странице курса.
Конечно, это ещё и самый техничный этап – ведь для создания даже самых простых презентаций и видеороликов педагогическому дизайнеру не обойтись без навыков работы в MS PowerPoint или её аналогах. Кроме того, на этом этапе происходит общая вёрстка курса в таких редакторах, как Articulate Storyline или CourseLab. Некоторые педагогические дизайнеры владеют навыками работы в них и сами «собирают» в них курсы. Однако у нас в СмартЛайне над каждым электронным курсом работает команда профессионалов, и педагогический дизайнер передаёт сценарий курса в руки специалистов-разработчиков. Правда, для того чтобы его идеи нашли грамотное воплощение, важно снова применить все свои коммуникативные навыки для точного и сжатого изложения технического задания разработчикам.
На следующем этапе происходит внедрение курса в образовательную систему компании. Курс становится доступным для прохождения первым пользователям, и на основе их опыта собирается обратная связь для доработки учебного продукта. Здесь педагогическому дизайнеру, если он работает внутри компании и отвечает за внедрение курса, важно выстроить грамотную коммуникацию с обучающимися, а также оставаться открытым ко всем замечаниям и обладать системным мышлением для выявления и устранения всех «узких» мест.
Ну и наконец, на последнем этапе оценивается соответствие курса заявленным целям, его эффективность, выполнимость заданий целевой аудиторией и т.д. И тут педагогическому дизайнеру снова не обойтись без анализа и системного мышления.
Такое сочетание знаний из разных областей и ключевых метанавыков позволяет педагогическому дизайнеру создавать качественные учебные программы и находить новые интересные пути решения запросов бизнеса.

Автор: Анастасия Черкалина