Модели педагогического дизайна
Педагогический дизайн – это подход к созданию обучающих курсов. Он нужен для того, чтобы обучение достигало своих целей с максимальным результатом в кратчайшие сроки.
Методолог – своего рода архитектор, который выстраивает учебный процесс, проектирует образовательную среду и «отсекает» лишние элементы обучения. Для того чтобы обучающий курс был полезным, вовлекающим и, самое главное, результативным, необходимо понимать принципы построения обучения. Именно здесь на помощь приходят уже сформированные модели педагогического дизайна.
Разберем четыре главные модели педагогического дизайна:
  • ADDIE
  • SAM
  • Backward Design
  • ALD
Модель ADDIE
(Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation)
Это самая распространенная модель. Она предполагает последовательную разработку материалов в соответствии с этапами, которые называются согласно первым буквам аббревиатуры:
  • Analysis (анализ)
    Этап, на котором методолог ставит цели и определяет потребности аудитории. По сути, это бриф, который проводится совместно с заказчиком обучения. Его итог – ответы заказчика на вопросы, важные для понимания конечного результата курса.
Примеры вопросов: «Зачем нужно обучение?», «К каким результатам оно должно привести?», «Какие три главные идеи сотрудник должен запомнить?» и так далее.
На этом же этапе методолог предварительно определяет инструментарий, формы контроля и критерии оценки эффективности обучения и согласует их с заказчиком.
  • Design (дизайн) или проектирование
    На этом этапе методолог разрабатывает общий план курса, продумывает методику обучения, подбирает материалы и формы их представления.
  • Development (разработка)
    Каркас, созданный на прошлых этапах, наполняется содержанием, ему придают форму готового сценария курса. Создаются презентации, видеоряды, интерактивные элементы. Методолог гармонично связывает их между собой, продумывает переходы, усовершенствует визуальные элементы.
  • Implementation (внедрение)
    Методически проработанный сценарий курса переносится в образовательную систему, через которую к нему получат доступ обучающиеся. Внедрение курса в СДО (систему дистанционного обучения) может выполнить методолог, если он отвечает за процесс полностью, или разработчик, который собирает курс в редакторе. Частый и правильный финальный шаг в этом этапе – тестирование курса на демо-группе.
  • Evaluation (оценка)
    По критериям, которые были сформулированы на этапе анализа, происходит оценка качества курса. За неё часто отвечают представители заказчика, если курс разрабатывался на аутсорсе, либо внутренний методолог компании, который и разрабатывал курс. Особое внимание уделяется достижению целей, качеству изложения материала, выполнимости заданий. Слабые стороны устраняются, и курс запускается для всех сотрудников компании.
Сильные стороны модели:
Простая, логичная модель
Слабые стороны модели:
Не делится на временные блоки, нельзя сделать один этап, протестировать, а потом перейти к следующему
Модель SAM
(Successive Approximation Model или модель последовательного приближения к цели)
Это более гибкий вариант ADDIE. Разработка курса по модели SAM состоит из коротких шагов с постепенным добавлением новых качеств продукта. Результат каждого шага можно сразу проанализировать и улучшить. Идея в том, что чем больше попыток и неудач у вас происходит, тем быстрее вы придете к идеальному решению.
Например, сначала методолог прописывает основные блоки курса, потом наполняет их тезисами. Далее выбирает подходящий формат обучения, детализирует его и т.д.
В SAM проект разделён на 3 фазы:
Подготовка, сбор информации, формирование концепции
Дизайн (включает повторяющийся цикл «дизайн – прототип – тестирование»)
Разработка (состоит из цикла «разработка – внедрение – оценка»)
Каждый такой цикл начинается с этапа сбора всей возможной информации, которая может пригодиться в проекте. Каждый из классических этапов разработки (проектирование, создание, апробация) разделен на части, в рамках которых действует тот же итеративный принцип.
Сильные стороны модели:
Более гибкий процесс, чем традиционные методы проектирования программ, позволяющий командам быстро терпеть неудачи при разработке, решать их и идти дальше
Слабые стороны модели:
Быстрое переключение с одной задачи на другую может вызывать ощущение потери целостной картины
Модель Backward Design
(Модель обратного дизайна)
Модель получила своё название потому, что при ее использовании разработка курса происходит «с конца». Формулируется результат обучения, выбираются способы оценки достижения этого результата, затем продумывается форма обучения, и только потом курс наполняется контентом.
Сильные стороны модели:
Такой подход помогает отталкиваться от результата, а не сосредотачиваться на процессе
Слабые стороны модели:
Разрабатывать курс по модели обратного дизайна сложнее, хотя в перспективе он может принести больший эффект, т.е. сразу ориентирован на результат
Модель ALD
(Agile Learning Design)
Модель ALD – это про скорость, гибкость и оперативность разработки. Она вобрала в себя множество наработок из области создания программного обеспечения, ее главное отличие – ускорение за счет резкого увеличения концентрации на специфических задачах. Она наиболее применима там, где необходима интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.
Основные принципы методики ALD:
  • 1
    Диалоговая подача материала с постоянной проработкой ключевых моментов для закрепления
  • 2
    Применение готовых шаблонов и других стандартных инструментов для быстрого и эффективного выполнения задачи
  • 3
    Активное использование интереса обучающегося и его стимулирование
  • 4
    Приоритет подачи ключевых моментов над второстепенными
  • 5
    Активное привлечение экспертов в узких областях знаний
  • 6
    Создание интерактивных баз данных со всем справочным материалом как по основной теме, так и по смежным
  • 7
    Концентрация на самом процессе обучения и материале, а не на планировании
  • 8
    Систематическая оценка процесса обучения и потребностей ученика на каждом этапе
Сильные стороны модели:
Большая гибкость при высокой концентрации на процессе. Лишние массивы знаний быстро отсеиваются
Слабые стороны модели:
Напряженный процесс работы, требующий умения быстро перестраиваться на другие задачи
Какую модель выбрать? Все зависит от поставленной цели и задач. Каждая из моделей имеет четкую ориентацию на конкретный сегмент, а потому все сильные и слабые стороны тесно связаны с самой необходимостью выстраивать обучение различных групп с учетом их потребностей.
Хорошо освоенная и проработанная модель ADDIE дает мощный инструментарий для создания универсальных обучающих курсов, но требует достаточно высокой квалификации разработчиков.

SAM позволяет объективно ускорить и упростить процесс разработки, а также придать ему большую гибкость в случае появления новых задач. А ALD дает возможность быстро и четко создавать узкоспециализированные курсы, ориентированные на определенные области знаний.

А вот как это работает на конкретном примере, мы рассмотрим в следующей статье.


Автор: Анастасия Черкалина