Тренды в обучении на 2022 год: новая реальность
Тренды в обучении на 2022 год: новая реальность
Ещё совсем недавно, прочитав этот заголовок, вы наверняка подумали бы про пандемию и её влияние на бизнес и обучение. Однако сегодня мы столкнулись с непростой общемировой ситуацией: наша страна попадает под непрерывно растущий список санкций и начинает ощущать последствия культурного отделения от западного мира.

Новая реальность неизбежно будет ставить перед нами новые задачи, и важно заранее подготовиться к их решению. В этой статье мы рассмотрим тенденции в обучении персонала в наступившем году.

Большинство HR-экспертов едины во мнении: в 2022 году продолжится развитие тенденций, которые начали формироваться ещё в 2020 году в связи с пандемией.

Так, сегодня компании:

  • должны выстоять и приносить прибыль, несмотря на катаклизмы
  • предлагают сотрудникам совмещение офисной и удалённой работы
  • активно используют цифровые технологии
На основе этих тенденций мы выделили 7 трендов в корпоративном обучении.

Тренд первый: комплексный и долгосрочный подход
Хорошая новость: ни бизнес, ни сами сотрудники уже не сомневаются в ценности обучения и предпочитают комплексный подход.

Нестабильность мира показала, что адаптироваться к изменениям легче тем компаниям, в которых есть система обучения сотрудников определённого профиля. В противовес ситуативному подходу, когда происходит «лечение симптомов» (например, снизились продажи — берем «таблетку» в виде тренинга по продажам), система обучения обеспечивает непрерывное развитие сотрудников.

Один из вариантов системного подхода к обучению — это учебные треки.
Трек — это способ долгосрочной прокачки знаний и навыков сотрудников в различных форматах: видеороликов, лонгридов, практических заданий, тренажёров, вебинаров и так далее.
Например, в Смарт Лайн мы запустили трек по развитию системного мышления. Вы можете приобрести его для обучения своих сотрудников или для самостоятельного прохождения. Почитать о нём подробнее можно по ссылке.
Кроме того, всё больше компаний создают корпоративную базу знаний, которая включает в себя материалы для:
адаптации новичков
развития сотрудников и руководителей
формирования кадрового резерва
Мы помогаем в этом нашим клиентам. Например, для одного из них мы создаём полноценный HR-Гайд для руководителей, в котором собраны все процедуры по работе с персоналом компании.

Пример: HR-Гайд для руководителей. Раздел «Кадровый ликбез» (в галерее)

Тренд второй: краткость – сестра таланта
Переход работы, общения и развлечений в онлайн привёл к тому, что сотрудники устают от экранов и длинных видеоконференций в Zoom, поэтому, несмотря на комплексность и системность, обучение должно быть кратким и удобным по форме.

Сейчас многие выбирают микрообучение. Короткие видеоролики, шотриды, задания через чат-боты — всё это позволяет организовать обучение таким образом, чтобы сотрудник тратил на него от 5 до 15 минут в день.

Если вам нужно кратко и по делу донести до сотрудников какую-то мысль, мы с радостью вам в этом поможем, используя анимацию или видео.
Пример: видеоролик по правильным онлайн-коммуникациям. Компания «Альфа-Банк»
Пример: ролик по экспертной сети. Компания «Северсталь»
Пример: ролик для премии «HR-бренд». Компания «Самолёт»

Тренд третий: глубочайшее погружение в отрасль
Порой стандартные программы и методы обучения не работают. Требуется индивидуальный подход и погружение в задачи.

В связи с этим внутренних тренеров и экспертов уже начали привлекать к совещаниям и управлению продажами. А от провайдеров требуется очень глубокое погружение в экспертизу отрасли.

Если раньше заказчик высылал готовый контент, который нам необходимо было «вкусно» упаковать в образовательные технологии, то сейчас компании доверяют нам весь процесс «с нуля». Например, передают объёмные инструкции и нормативные документы, из которых мы выделяем самую суть и структурируем информацию так, чтобы сотрудники после обучения смогли правильно и безопасно выполнять свою работу.
Пример: разработка серии курсов по профессиям. Компания «Казахмыс»

Тренд четвёртый: ориентация на личность сотрудника
Ещё с начала пандемии вырос спрос на развитие softskills и навыков, не связанных напрямую с выполнением рабочих задач. Это повышает эффективность сотрудников в условиях кризиса и усиливает лояльность компании.

Так, компании хотят развивать у своих сотрудников эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, готовность к изменениям.
Кстати, в зарубежных компаниях уже сейчас делается большой акцент на обучении равенству и инклюзивности. Пока сложно сказать, приживётся ли эта тенденция в нашей стране. Но то, что дистанционная работа помогла людям с ограниченными возможностями проявлять себя наравне с другими, уже подталкивает современных лидеров к освоению инклюзивного менеджмента.
Для многих сотрудников мотивирующим фактором является предоставление работодателем доступа к международным образовательным площадкам. На них можно изучить языки программирования, графический дизайн и так далее. Но, к сожалению, самая популярная платформа Coursera с 4 марта 2022 года ограничила свою работу на территории РФ и прекратила сотрудничество с российскими ВУЗами и организациями.

Неизвестно, надолго ли принято это решение. Возможно оно приведёт к построению подобных платформ внутри страны или к сотрудничеству с уже существующими аналогами, например, со Свободным университетом. Но, вероятнее всего, нынешняя ситуация побудит компании повысить качество внутрикорпоративного образования и создать полноценные корпоративные университеты.
Кроме того, растёт интерес к развитию метанавыков — проактивности, личной продуктивности, осознанности, адаптивности и другим. Эти «сверхнавыки» являются глубинными компетенциями личности и помогают выстраивать жизненную стратегию, частью которой становится продуктивная работа.
В Смарт Лайн есть каталог готовых решений, где вы можете найти курс по основным метанавыкам по ссылке.
А если вам захотелось подробнее узнать про метанавыки, обязательно загляните в нашу Смарт Академию.

Тренд пятый: игре все возрасты покорны
Переход обучения в онлайн показал, что для удержания внимания сотрудника необходимы новые методы. Одним из таких методов является геймификация.

Игра захватывает внимание человека в любом возрасте. Сюжетные линии, переход на новый уровень, получение баллов и наград — всё это повышает мотивацию к обучению, облегчает запоминание и позволяет максимально погрузиться в контент.

Учиться в игре интереснее, легче и продуктивнее. Однако, чтобы геймификация приносила пользу, она должна быть хорошо проработанной и грамотно встроенной в учебный процесс.

Уже не первый год мы создаём полноценные геймифицированные курсы и тренажёры, основываясь на методологии создания игры. Кроме того, к нам обращаются за созданием графики и персонажей для игр.

Прочесть подробнее об этом методе в обучении вы можете в нашей статье.

Пример: персонажи для игр Альфа-Банка
Пример: персонажи «Марио». Ролик для премии «HR-бренд». Компания «Самолёт»
Пример: персонажи для ролика по системе премирования. Компания «FUN&SUN Travel»
Пример: персонаж для адаптационного ролика. Компания «Трейд инжиниринг»

Тренд шестой: цифровая реальность
Сегодня цифровизация обучения стала доступнее. Многие хотят переложить «сухой» контент в видеоформат и анимированные ролики. Но конечно на совершенно другой уровень выходит компания при использовании высоких технологий, в частности виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
Только представьте: офисы и магазины «оживают» при наведении камеры смартфона на детали интерьера, рекламные листовки запускают видеоролики при сканировании QR-кодов. Цифровой мир привычен молодому поколению специалистов и, конечно же, повышает интерес к процессу обучения.

Развитие цифровых технологий непременно приведёт к снижению затрат на их внедрение в систему обучения. А это значит, что однажды сотрудники смогут обучаться с помощью голограмм и проходить тренинги в метавселенных.
Однако увлечённость разными цифровыми площадками из-за их доступности привела к тому, что сотрудники стали в них путаться: сложно найти нужное обучение, если оно разделено по разным платформам. Кроме того, при таком разнообразии происходит пресыщение, и сотрудник начинает терять интерес к обучению в организации.

Поэтому сейчас наметился вектор объединения всех обучающих процедур на одной платформе.
Кстати, в Смарт Лайн мы готовы не только разрабатывать контент под любые площадки и вести их техническое сопровождение. У нас вы можете взять в аренду систему обучения (WebTutor), и мы организуем обучение ваших сотрудников на нашей площадке.

Тренд седьмой: обучение где и когда угодно
Сегодня люди предпочитают сами выбирать, где и когда им проходить обучение. Это формирует определённые требования к его организации:

  • доступность контента 24/7, то есть выход на учебную платформу с любого устройства и домашней сети
  • изложение материала максимально просто и понятно — ведь у сотрудника не будет возможности оперативно задать вопрос, если ему что-то будет неясно
  • разработка обучения с учётом возможностей смартфона
Кстати, уже сейчас многие заказчики ставят перед нами задачи по разработке электронных курсов и лонгридов именно с учётом мобильного интерфейса. Поэтому чаще всего сложные конструкции и мелкий шрифт остаются в прошлом.

И вопрос доступности учебного контента за последние недели стал ещё более актуальным. В связи с наложенными санкциями многие зарубежные платформы прекратили сотрудничество с Россией, и учебный контент стал недоступен.
Мы в Смарт Лайн работаем с отечественными редакторами (CourseLab, Tilda, iSpring, CourseEditor). Наши продукты работают и остаются доступными для компаний-клиентов.

Если ваши лонгриды были разработаны в Articulate Rise, и вы столкнулись с блокировкой данного редактора, мы с радостью поможем вам перевести их в другой формат.

Так что, как видите, тренды нынешнего года в большинстве своём перетекают из прошлого. А относительно современной геополитической обстановки мы можем сказать одно: обучению — быть! И у нас есть для вас современные и безопасные решения.