Особенности рескиллинга разных возрастных групп: как мотивировать каждую возрастную группу?
Отношение к обучению за последние 20 лет существенно изменилось. Раньше было нормой получить в юном возрасте одну специальность и впоследствии всю жизнь в этой сфере деятельности проработать. Стабильность была синонимом благополучия.
Сейчас отношение к стабильности устарело – так же, как и классическое образование. Современная реальность отличается динамичностью, а общество – тягой к развитию, желанием мыслить масштабно и постоянно учиться чему-то новому, не ограничивая себя рамками одной профессии.
Концепция стала частью нашей будничной жизни, лекарством от рутины, низкой зарплаты и сокращений в никуда. Раньше общество свято верило, что расцвет когнитивных способностей приходится на 20 лет, а далее они начинают стремительно угасать. При этом и ряд исследований, и сама жизнь доказывают, что человеческие возможности куда грандиознее.
Концепция Lifelong learning («Образование длиной в жизнь»)
Психологи Джошуа Хартшорн (из Гарвардского университета) и Лаура Джермин (из госпиталя Массачусеттского университета) более 10 лет изучали, как с возрастом меняются когнитивные способности людей, и пришли к выводу, что в каждом десятилетии есть свои пики интеллектуальной деятельности и трудоспособности.
15
30
55
80
лет
образование
1-й трудоспособный возраст
0
2-й трудоспособный возраст
3-й трудоспособный возраст
Это означает, что нет ни одного возрастного периода, когда наши когнитивные способности переживают полный кризис. Просто на одном этапе жизни мы лучше решаем одни задачи, а на другом – другие. И, конечно, учитывая столь существенно изменившийся подход к развитию, классический формат обучения также потребовал обновления.
В эпоху высоких скоростей человеку сложно посвящать переобучению несколько лет. Да и необходимости в том чаще всего тоже нет. Безусловно, есть сферы деятельности, для которых теоретическая база не менее важна, чем практическая, например медицина. Но для многих современных профессий необходим минимальный объем теории, а вот прикладным навыкам гораздо быстрее можно обзавестись на рабочем месте.
Почему классический формат обучения потребовал обновления?
1
2
Не только темпы нашей жизни претерпели изменения. Ежедневный объем необходимой к усвоению информации растет, а вместе с ним меняется и наше восприятие. Современному обществу присуще так называемое «клиповое мышление», которое позволяет потреблять как можно больше данных в максимально короткий промежуток времени. В результате форматы становятся всё короче: на смену лонгридам пришли короткие заметки, аудиосообщения и видеоролики.
Мультизадачность стала необходимым навыком. Управляя машиной, мы можем одновременно разговаривать с собеседником, а общаясь в мессенджерах – параллельно поддерживать беседу одновременно с несколькими контактами. Способность же надолго концентрироваться на чем-то одном вместе с тем падает. Очевидно, что чтение тяжеловесных регламентов или восьмичасовые очные тренинги потребовали замены на другие более мобильные форматы обучения.
3
Когда речь идет о рескиллинге внутри компании, важно помнить, что переобучение может коснуться представителей абсолютно разных поколений. И это тоже вызов, так как людям разного возраста требуется принципиально разный подход к обучению, что совершенно не учитывали привычные образовательные форматы. Давайте более детально рассмотрим особенности представителей разных поколений в контексте обучения.
4
На текущий момент основной массив трудоспособного населения представлен тремя поколениями: X, Y и Z
Поколение X (1965–1979 г.р.)
Поколение Y (1981–1995 г.р.)
Поколение Z (1996–2012 г.р.)
Обучение и профессиональное развитие «зашито» в их поколенческие ценности. Учиться вне рабочего времени – норма. Учиться всему, что может пригодиться или просто интересно, – норма. Глубоко погружаться в тему – норма. Они относятся к обучению как к работе и часто приходят на тренинг с осознанными ожиданиями и запросами. Представители поколения Х прекрасно делают выводы, проводят рефлексию, анализируют, осмысливают новое. Им важно нырнуть в глубь, найти пользу и применять ее в дальнейшем. Единственное, с чем у отдельных представителей поколения Х могут возникать трудности, – с новыми технологиями; но большинство из них понимают, что именно технологические новшества являются ключом к успеху.
Его представители привыкли получать информацию и обращаться с ней иначе, чем предшественники. Ушли в прошлое подписка на журналы и читательские билеты в библиотеки. Дети этого поколения взрослели в эпоху, когда информацию больше не добывали по крупицам с огромным трудом – всё стало возможным найти в интернете. Представители поколения Y думают быстро, «малыми дозами» и узконаправленно, они не стремятся запоминать информацию, поскольку в любой момент могут ее найти. Они не способны на долгую концентрацию внимания,поэтому классические методики обучения в их случае оказываются неэффективны. Но при этом их потенциал к обучению огромен, так как они не тратят свои ресурсы на простое «коллекционирование» информации, а изучают только то, что может им пригодиться здесь и сейчас.
Это первое диджитал-поколение – «цифровые аборигены» (digital natives). Их обучение и развитие напрямую зависит от интернета – с детства они познают мир с помощью «Алисы» и «Sir: i». Вместо наручных часов и будильника у них смартфон; вместо библиотеки – Google, вместо чтения – ролик на YouTube. Поколение Z живет в мире, где приложения постоянно обновляются, а новости в ленте сменяются ежеминутно. Для них естественно переключаться между задачами и одновременно уделять им достаточно внимания. Социологи обычно сходятся на том, что поколению Z свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка.
Порой кажется, что организовать процесс рескиллинга для команды, объединяющей настолько разные поколения, подходы и типы мышления, просто невозможно. Но грамотно комбинируя современные подходы к обучению, вы всё же можете создать комфортную и эффективную образовательную среду для всех сотрудников.
Тренды, которые помогут сделать рескиллинг доступным для любого поколения
Обучение через гаджеты
Работа и обучение с использованием мобильных телефонов – это норма для поколений Y и Z. Для поколения Х при этом, конечно, проще обучаться на компьютерах. Они хуже адаптируются к мобильным курсам. Как же быть? Рецепт есть: упростите интерфейс, предоставьте возможность общаться с тьютором и разбавьте интерактивный контент текстовым форматом, который для этого поколения более привычен.
1
Разноформатность
Этот тренд позитивно сработает на все три поколения, ведь переключение между разными форматами, например, между видеороликами, анимированными роликами, кейсами, тестами, подкастами и текстами, улучшает восприятие информации и позволяет хорошо сосредоточиться.

Для поколения Y и Z дополнительно сработает добавление в процесс обучения геймификации.
2
Микрообучение
Для поколения Z часто бывает сложно сосредоточиться дольше чем на 1,5 минуты. Это требует внесения изменений в программу обучения – ее сокращения и ускорения. Но современный ритм жизни намекает, что и для других поколений возможность быстрого обучения важна не меньше. Так, внедрение элементов микрообучения, или, как их еще называют – snack learning (учебных перекусов) позволяет обучаться небольшому объему за короткий промежуток времени. В основе данного формата лежит простая формула: «одна сессия – одна мысль – один навык».
3
По какой технологии строится микрообучение? Как правило, оно включает следующие шаги:
Смотрим короткое видео, в котором четко объясняется, как решать одну конкретную задачу – например, как работать с возражениями клиентов.
Выполняем задание или тесты, которые помогут закрепить знания.
Отправляем на проверку преподавателю.
Получаем обратную связь и исправляем возможные ошибки.
Проводим самостоятельную работу по дополнительным материалам курса.
Оцениваем уровень полученных знаний и навыков.
Повторяем пройденный материал.
Двигаемся по намеченному плану дальше.
1
2
3
4
5
6
7
8
Из подобных блоков, где видеоролики заменяются или комбинируются с любым удобным форматом, можно выстраивать целые программы обучения и треки для получения необходимых навыков сотрудниками всех поколений.
Синхронизация обучения и личной жизни
Все поколения, вне всяких сомнений, хотят добиться баланса между работой и личной жизнью, поэтому не желают тратить много нерабочего времени на обучение. Вместо этого они ищут более гибкое и короткое обучение, которое позволит им беспрепятственно получать знания в любом месте и в любое удобное для них время.
К примеру:
4
прослушивать подкасты за рулем автомобиля или в метро по дороге на работу;

просматривать видеоуроки во время поездки на автобусе / поезде;

пересматривать памятки (краткие справочные руководства, чек-листы или шпаргалки) в рабочий перерыв или в минуты ожидания;

проходить небольшие практические занятия;

выполнять домашние задания в выходные дни или в свободное время.
Всё это делает обучение мобильным и позволяет более качественно вовлекаться в контент тогда, когда имеется такая возможность.
Подводя итоги, можно резюмировать: современная реальность с ее многообразием форматов преподнесения информации и возможностью их комбинировать позволяет сделать рескиллинг внутри компании доступным для всех сотрудников независимо от их возраста и взглядов на обучение. А подобрать наилучший формат, который позволит вовлечь в обучение сотрудников конкретно вашей компании, можем помочь мы. Обращайтесь!