Поколение X (1965–1979 г.р.)
Поколение Y (1981–1995 г.р.)
Поколение Z (1996–2012 г.р.)
Обучение и профессиональное развитие «зашито» в их поколенческие ценности. Учиться вне рабочего времени – норма. Учиться всему, что может пригодиться или просто интересно, – норма. Глубоко погружаться в тему – норма. Они относятся к обучению как к работе и часто приходят на тренинг с осознанными ожиданиями и запросами. Представители поколения Х прекрасно делают выводы, проводят рефлексию, анализируют, осмысливают новое. Им важно нырнуть в глубь, найти пользу и применять ее в дальнейшем. Единственное, с чем у отдельных представителей поколения Х могут возникать трудности, – с новыми технологиями; но большинство из них понимают, что именно технологические новшества являются ключом к успеху.
Его представители привыкли получать информацию и обращаться с ней иначе, чем предшественники. Ушли в прошлое подписка на журналы и читательские билеты в библиотеки. Дети этого поколения взрослели в эпоху, когда информацию больше не добывали по крупицам с огромным трудом – всё стало возможным найти в интернете. Представители поколения Y думают быстро, «малыми дозами» и узконаправленно, они не стремятся запоминать информацию, поскольку в любой момент могут ее найти. Они не способны на долгую концентрацию внимания,поэтому классические методики обучения в их случае оказываются неэффективны. Но при этом их потенциал к обучению огромен, так как они не тратят свои ресурсы на простое «коллекционирование» информации, а изучают только то, что может им пригодиться здесь и сейчас.
Это первое диджитал-поколение – «цифровые аборигены» (digital natives). Их обучение и развитие напрямую зависит от интернета – с детства они познают мир с помощью «Алисы» и «Sir: i». Вместо наручных часов и будильника у них смартфон; вместо библиотеки – Google, вместо чтения – ролик на YouTube. Поколение Z живет в мире, где приложения постоянно обновляются, а новости в ленте сменяются ежеминутно. Для них естественно переключаться между задачами и одновременно уделять им достаточно внимания. Социологи обычно сходятся на том, что поколению Z свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка.