Почему все вокруг говорят о Soft Skills, и как эффективно обучить им своих сотрудников

Вступление
Soft skills ещё называют «гибкими» или «мягкими» навыками. Это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными. «Гибкие» навыки позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, мыслить вне шаблонов для успешного решения задач.


Такие навыки можно разделить на следующие категории:
  • Коммуникативные навыки, умение вести переговоры.
  • Эмпатия, эмоциональный интеллект.
  • Лидерские и управленческие компетенции.
  • Предприимчивость и инициативность.
  • Адаптируемость и навыки непрерывного обучения.
  • Умение быть наставником.
Профессиональные знания и опыт уже не так котируются у работодателей, как раньше, если не подкреплены развитыми «гибкими» навыками. Качественно и эффективно выполнять свои обязанности вряд ли получится без умения общаться, решать конфликтные ситуации, творчески мыслить, предлагать идеи, думать о будущем — влиять на культуру компании и в целом на бизнес.

Важно. Бизнес особенно ценит людей, которые легко и без сопротивления адаптируются к переменам, быстро осваивают новые технологии, замечают полезные тренды раньше других и предлагают применять их в работе.

Почему развивать Soft Skills важно? Цифры и факты
Чтобы разобраться в теме актуальности Soft Skills более детально, давайте взглянем на нее с научной точки зрения. Мы собрали несколько любопытных результатов исследований по данному вопросу и предлагаем вам с ними ознакомиться:
  • В результате международного исследования «Employer Satisfaction with Graduate Skills» выяснилось, что работодатели из разных отраслей промышленности больше удовлетворены теми принятыми на работу выпускниками, у которых среди навыков они обнаруживают креативность, высокую мотивацию и навыки критического мышления.
  • Исследования, проведенные Гарвардским университетом, Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром, пришли к выводу, что 85% успеха в работе зависит от хорошо развитых социальных навыков и навыков работы с людьми, и только 15% — от технических навыков и знаний (так называемых Hard Skills). Это исследование берет свое начало с работы Чарльза Риборга Манна «Исследование инженерного образования», опубликованной ещё в далеком 1918 году.
  • В исследовании 2011 года «Отчет о состоянии отрасли» (Green & McGill, 2011), проведенном Ассоциацией развития талантов (ATD), ранее известной как Американское общество обучения и развития (ASTD), говорится, что работодатели США потратили 171,5 миллиард долларов на обучение и развитие сотрудников в 2010 году, причем 27,6% от этой суммы было направлено на обучение навыкам межличностного общения.
  • Выдержка из исследования, проведенного компанией Лабмедиа совместно с ЯрГУ имени П.Г. Демидова: «При найме специалистов работодатели придавали первостепенное значение их профессиональным навыкам, а также добросовестности, самостоятельности, умению решать возникающие проблемы и эффективно взаимодействовать с коллегами».
Теперь должно быть очевидно, что Soft Skills не только являются не менее важными, чем Hard Skills (профессиональные компетенции), но и часто играют решающую роль при трудоустройстве.

Но разумеется, фокус на гибкие навыки направлен не только при найме на работу. Каждая уважающая себя компания на постоянной основе вкладывается в обучение своих сотрудников, ведь понимает, что они — центральная движущая сила, от которой зависит успех всей компании.


Разница между hard skills и soft skills

  • Hard skills, или жёсткие навыки — конкретные профессиональные навыки. Это владение инструментами и сервисами, опыт вождения, уровень владения иностранным языком и так далее. То есть, если ты разработчик, твой хард скилл — владение языком программирования. Если дизайнер — владение Figma или пакетом Adobe. Эти навыки не даром называют жёсткими — в рамках определённой специальности они плюс-минус одинаковые.
  • Прокачанные soft skills нужны в любой профессии и должности вне зависимости от специальности и статуса. Они влияют на деятельность человека, но не связаны напрямую ни с одной из профессий. Гибкие навыки помогают адаптироваться под новый коллектив и меняющиеся условия, общаться с людьми, учиться новому. В разной ситуации – разные требования и значение навыков.

Методы развития Soft Skills у сотрудников

Как же эффективно обучить сотрудников компании гибким навыкам? Давайте рассмотрим 2 интересных метода.

Метод №1. Обучение на основе опыта (Цикл Колба)
Данный метод разработан американским специалистом по психологии обучения взрослых Дэвидом Колбом и является одним из базовых элементов его большой модели опытно-ориентированного обучения.

Цикл Колба включает в себя 4 этапа: конкретный опыт; рефлексивное наблюдение; абстрактная концептуализация и активное экспериментирование. Но мы решили дополнить его еще одним пунктом, который нам кажется действительно важным в рамках обучения гибким навыкам — формирование новой установки. Он отвечает на вопрос, почему, казалось бы, сотрудники всё знают и умеют, но не применяют это в работе.


Метод №2. Использование готовых электронных курсов
Готовые электронные курсы позволяют уменьшить нагрузку на организаторов обучения и передать максимум необходимых знаний о Soft Skills сотрудникам в ограниченный срок.

Если ваше время и бюджет сильно ограничены, то этот метод обучения вам идеально подойдет.


Эта статья написана благодаря помощи моих коллег из Смартлайн, которые уже более 10 лет создают дистанционные курсы для самых разных российских компаний.

Если у вас есть нереализованный проект онлайн-обучения, напишите нам и мы обязательно поможем вам воплотить его.