Онлайн или офлайн – какой формат корпоративного обучения эффективнее
Переход на онлайн-обучение позволяет компании сократить время и уменьшить затраты на адаптацию, развитие и проверку уровня знаний сотрудников. Благодаря LMS-платформам (Learning Management System, система управления обучением) можно организовать регулярное обучение с едиными стандартами для всех работников во всех представительствах и филиалах. Компания даже может обучать партнеров, которые работают с ее продуктом. Но будет ли онлайн-формат обучения также эффективен, как и очное обучение? С какими сложностями может столкнуться компания при организации удаленного обучения, и как их преодолевать?

Обучаться онлайн можно как персонально, так и в компании коллег
Специалисты компании Эквио расскажут о плюсах и минусах онлайн-обучения сотрудников и о том, может ли оно полностью заменить очные занятия.
Различия между форматами онлайн и офлайн
Офлайн-обучение – это занятия, во время которых преподаватель находится в одном помещении с обучающимися. Сотрудники не могут совмещать этот формат обучения с работой. Чтобы собрать несколько людей в одном месте, нужно выбрать и назначить удобное для всех время. Если занятия проводятся не на территории компании, к часам на обучение нужно прибавить время на дорогу.
Онлайн-обучение – предполагает проведение уроков с использованием электронных средств (компьютер, ноутбук, планшет, телефон). Оно может быть синхронным, когда преподаватель ведет занятия в «прямом эфире», и асинхронным, при котором обучающий материал записывается заранее, а слушатели могут просматривать его в удобное время.
Основные различия между онлайн- и офлайн-обучением:
У офлайн-обучения всегда есть жесткая привязка ко времени и месту, в то время как онлайн-обучение бывает как привязанным ко времени, так и свободным
В офлайн-формате можно обучить ограниченное количество сотрудников, в зависимости от размеров помещения, а размер онлайн-аудитории не ограничен
В отличие от онлайна, при офлайн-обучении у слушателей нет возможности поставить урок на паузу и вернуться к материалу для повторения сложных моментов
При офлайн-обучении компании нужно выбирать помещение, выделять бюджет на часы работы тренера, оплачивать командировку сотрудникам из других городов, тогда как онлайн-обучение требует онлайн-платформы и готовых курсов
Плюсы и минусы офлайн-обучения
Несмотря на то, что офлайн-формат требует больше времени и финансов, чем дистанционное обучение, часть компаний продолжают его использовать.

Основная причина в том, что для некоторых сотрудников такой тип обучения более привычен. Некоторые люди относятся к занятиям серьезнее, когда преподаватель общается со слушателями вживую. К тому же преподаватель может контролировать процесс изучения материала, что полезно при низком уровне мотивации учеников. Если во время обучения у слушателей возникают вопросы, они могут задать их напрямую преподавателю и сразу получить ответ.
К минусам офлайн-обучения относят более высокую стоимость занятий. Также обучение, привязанное ко времени и месту, сильно ограничивает сотрудников, которым приходится находить время в своем рабочем графике. Очные занятия может посетить ограниченное число сотрудников. Это значит, что компании с большим штатом придется либо выбирать, кого из сотрудников обучать, либо проводить серию занятий для разных групп. Возможность задавать вопросы может быть не только плюсом, но и минусом. Людям приходится тратить время на прослушивание чужих вопросов, даже если материал им понятен.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Онлайн-обучение продолжает набирать популярность. После окончания пандемии эксперты ожидали снижения интереса к этому формату, однако этого не произошло. Наоборот, дистанционное обучение начали внедрять в тех сферах, где оно раньше не было популярно. Причиной является большое количество плюсов онлайн-обучения.
Стоимость обучения в онлайн гораздо меньше, чем в офлайн. Компании не нужно искать помещение, платить тренеру, оплачивать командировки сотрудников, изготавливать раздаточные материалы. Дистанционные занятия позволяют проводить занятия по единому стандарту для сотрудников из разных филиалов и городов. Работники могут обучаться без отрыва от своих задач в удобное для себя время. В среднем онлайн-курс длится 3-10 минут, поэтому его можно пройти по дороге на работу или во время перерыва. Онлайн-обучение помогает существенно сократить время адаптации новых сотрудников и не тратить время руководителей на обучение новичков.
К недостаткам онлайн-обучения можно отнести необходимость контролировать процесс обучения удаленно. Современные LMS-платформы делают это автоматически. Например, на платформе Эквио можно добавить в обучающий ролик вопросы. Пользователь сможет продолжить просмотр урока только после правильного ответа. Для мотивации сотрудников предусмотрены баллы за обучение, которые можно обменять на подарки и бонусы. Еще один минус удаленного обучения – отсутствие возможности задать вопрос преподавателю. Поэтому при онлайн-обучении полезно давать контакты специалистов, к которым можно обращаться за дополнительной информацией.
Что эффективнее: онлайн или офлайн?
Благодаря развитию современных образовательных платформ онлайн-обучение сотрудников может полностью заменить очные занятия. Могут ли электронные курсы быть так же или более эффективны, чем офлайн-обучение? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрели девять параметров, которые влияют на эффективность обучения.
Для очных занятий нужно найти помещение, согласовать расписание сотрудников, организовать командировки для работников в регионах и пригласить тренера. Чтобы проводить онлайн-обучение, достаточно предложить команде скачать приложение обучающей платформы. Заниматься можно через телефон, при этом постоянное наличие доступа к интернету необязательно. Например, в Эквио можно проходить курсы и тестирования офлайн. При подключении к интернету приложение загрузит результаты на платформу.

Даже самые занятые сотрудники и работники из отдаленных регионов смогут проходить регулярное обучение, не затрачивая на него много времени. Это делает онлайн-обучение более доступным, чем офлайн-занятия.
Доступность
Современные платформы для корпоративного обучения позволяют автоматизировать процесс обучения и проверки знаний. Это исключает возможность ошибки или влияние человеческого фактора. Сотрудники видят, что результаты обучения и вознаграждений за прохождение курсов полностью прозрачны. Это мотивирует их учиться и получать бонусы.

При этом компания не тратит время на рассылку приглашений на курсы и на проверку ответов на вопросы тестов. А значит, дистанционное обучение можно проводить чаще, чем офлайн-курсы.
Автоматизация
Благодаря отсутствию привязки ко времени и месту сотрудники могут проходить курсы в удобное время и планировать расписание исходя из загруженности. Руководители экономят время, автоматизируя большую часть процессов обучения и не тратя время на онбординг новичков.
Экономия времени
Если очные занятия ограничены количеством мест в помещении и наличием окон в расписании сотрудников, то с помощью электронных курсов можно обучить любое количество человек одновременно. Это позволяет существенно повысить охват аудитории без дополнительных вложений.
Охват аудитории
LMS-платформы помогают повысить вовлеченность в процесс обучения с помощью игрового элемента и прозрачной системы бонусов. Сотрудники получают баллы за прохождение курсов, ответы на вопросы и выполнение заданий. На основе этих баллов формируется рейтинг, который может посмотреть каждый член команды. Это привносит в обучение дух соревнования. Кроме того, полученные баллы можно обменять на материальные и нематериальные подарки. Это поможет повысить вовлеченность сотрудников.
Вовлеченность в процесс обучения
С помощью онлайн-обучения можно развивать как жесткие, так и гибкие навыки. Выработка soft skills требует времени, чтобы не тратить средства на повторные занятия, удобно перенести обучение в онлайн. Для развития hard skills полезно дополнить дистанционные курсы практическими занятиями в офлайн.
Развитие soft и hard skills
Электронный курс можно организовать таким образом, чтобы слушатели могли задавать вопросы и получать обратную связь от преподавателя. Также LMS-платформа позволяет настроить получение обратной связи от руководителя по результатам изучения материала.
Обратная связь
Welcome-курс содержит базовую информацию для новых членов команды. Если перенести его в онлайн, это сэкономит время опытных специалистов. Сотрудникам не придется тратить рабочие часы на объяснение базовых вещей новичкам, а новые работники получат всю нужную информацию в удобном формате. Особенно удобен онлайн-онбординг в компаниях с высокой текучестью кадров.
Адаптация новых сотрудников
Платформы для дистанционного обучения предоставляют сведения о прогрессе обучения сотрудников в виде отчетов и дашбордов. Руководитель может контролировать вовлеченность, уровень знаний команды, а также то, как прохождение курсов влияет на производительность.
Возможность измерить эффективность в точных цифрах
Онлайн-обучение позволяет организовать регулярное и непрерывное развитие сотрудников в компании любого масштаба. Благодаря автоматизации, отсутствию влияния человеческого фактора и гибким условиям для слушателей эффективность дистанционных занятий может быть выше, чем у традиционных тренингов и семинаров. При этом расходы на такое образование будут значительно ниже, так как компании достаточно один раз вложиться в создание курсов или приобрести готовые уроки. После этого можно будет обучать любое количество сотрудников на протяжении всего времени, пока обучающий контент будет оставаться актуальным.