8 простых способов, как разработать качественный обучающий продукт при ограниченном бюджете
8 простых способов, как разработать качественный обучающий продукт при ограниченном бюджете
В условиях кризиса многие компании стремятся сократить бюджет на обучение персонала. Однако эксперты утверждают, что как раз в кризисные времена значимость обучения возрастает, ведь оно помогает сохранить лояльность сотрудников, повысить их адаптивность к изменениям и даже при необходимости переобучить их. Настоящий путь развития компании не в сокращении бюджета на обучение, а в эффективном его использовании.
Но что делать, если обучать вы готовы, а бюджет уже урезан? В этой статье мы разберем 8 способов сократить расходы на дистанционное обучение, сохранив при этом его эффективность.
Способ 1
Привлекайте внутренних экспертов
Сократить объем работ внешнего провайдера, а заодно и срок создания дистанционного курса можно за счет подготовки теоретических материалов и/или практических кейсов силами внутренних экспертов. Опытные сотрудники, как правило, владеют всеми тонкостями работы, и им точно есть чем поделиться. Однако важно не просто найти профессионала в своем деле, но и убедиться, что он умеет излагать информацию четко и структурированно, а кроме того, что такая задача послужит ему дополнительной мотивацией, а не нагрузкой.
Передача провайдеру структурированных материалов для создания курса сократит трудозатраты его методологов и упростит разработку готового продукта. И, как следствие, позволит вам сэкономить бюджет.
Способ 2
Снимайте фото и видео самостоятельно
Если ваша компания занимается производством и обучение планируется посвятить работе с оборудованием, в рамках курса, скорее всего, потребуются фото- и видеоматериалы.
Поиск нужных фотографий или съемка видео силами провайдера занимает много времени и ресурсов. Упростить работу, а значит, и сэкономить можно, предоставив готовый фото- и видеоконтент. Это могут быть как материалы из архива компании, так и кадры, сделанные непосредственно в целях обучения.
Пример: мобильный курс для компании Перекресток, в котором мы использовали фото, предоставленные заказчиком
Пример: курс для компании Казахмыс, в котором мы использовали видео, предоставленное заказчиком
Это же касается и работы в программном обеспечении. Если вы самостоятельно запишете скринкасты, провайдеру останется только наложить инфографику и озвучку, чтобы получить готовый обучающий продукт.
Пример: видеоскринкасты для компании АТОЛ. Заказчик предоставил скринкаст экрана, на который мы наложили дикторскую озвучку и инфографику
Способ 3
Объединяйте сходный контент
Даже если в вашей компании работают специалисты разных направлений, вероятнее всего, найдется часть информации, которая будет важна для всех. Сократить бюджет на обучение в этом случае можно, проработав контент единожды и используя его затем для разных сотрудников. Другой вариант реализации — делать не отдельные курсы для каждого специалиста, а один курс с разветвлениями. При таком формате обучающий продукт содержит общую часть, доступную для всех, и специфическую, профильную.
Пример: курс по охране труда для компании Перекресток. При выборе категории сотрудник изучает общую для всех сотрудников часть курса и часть, которая важна только для специалиста той категории, к которой он относится
Способ 4
Оставляйте главное
Бывает так, что теоретического материала накоплено очень много и, если его в полном объеме упаковывать в слайдовый формат, курс получится очень длинным. Такие курсы негативно воспринимаются сотрудниками: их изучение требует много времени, информация тяжело усваивается. Само собой, объем курса прямо пропорционален стоимости разработки. В этом случае мы рекомендуем оставить только самое главное, а второстепенную информацию оформить в виде памяток, которые пользователь сможет скачать при прохождении обучения.
Пример: курс по менторингу, в котором дополнительная информация собрана в памятке
Способ 5
Используйте альтернативные форматы курсов
Если у вашей компании пока нет своей LMS, совсем необязательно делать курс в формате SCORM-пакета, ведь это повлечет за собой расходы на аренду программного обеспечения. Альтернативой может служить интерактивная презентация в формате ppsx. Такие файлы могут содержать аудио-, видео-, фотоматериалы и при запуске выглядят как обычный электронный курс, хоть и с меньшим функционалом.
Пример: курс в формате интерактивной презентации для компании MPBoost
Способ 6
Тренируйте сотрудников с помощью чат-бота
Часто для тренировки навыков создаются диалоговые тренажеры. Без сомнения, продукт на основе анимированных роликов или реальной видеосъемки очень эффективен и производит на сотрудников большое впечатление. Но такой формат требует больших вложений. Ограниченный бюджет — не повод отказываться от дистанционных тренировок сотрудников. Оформить тренажер можно в слайдовом формате на основе иллюстраций или в стиле чат-бота.
Способ 7
Используйте по максимуму свои ресурсы
Если перед вами стоит задача создать видеопродукт, и без видеосъемки не обойтись, мы рекомендуем вместо нанятых актеров снимать своих сотрудников, а вместо арендованных помещений использовать площади офиса. Так, например, в рамках проекта «Один день из жизни сотрудника» мы проводили съемки обучающего видео прямо в отделении банка по выходным дням и героями ролика стали сами сотрудника офиса.
Пример: серия видеороликов про один день из жизни сотрудников и руководителей отделения. В съемках принимали участие сотрудники Альфа-Банка
Помимо экономии бюджета, такое решение придает большую реалистичность и убедительность обучающему контенту.
Способ 8
Предоставляйте готовый сценарий
Да, можно и так! Мы готовы отрисовать и собрать курс по подготовленному вами готовому сценарию. Это позволит значительно сэкономить бюджет.
Итак, какой бы вариант вы ни выбрали, помните: чем подробнее вы подготовите материалы, тем меньше будут трудозатраты провайдера и тем дешевле обойдется для вас обучение ваших сотрудников.
Автор: Анна Гущина ведуший методолог СмартЛайн
Компания Смарт Лайн Мультимедиа создает видео и курсы для роста вашего бизнеса. Также мы разрабатываем, производим корпоративные фильмы о компании - донесём ключевые преимущества и покажем отличия от конкурентов.