Как разработать качественный тест на проверку знаний

Тесты — это один из самых распространённых вариантов проверки знаний и умений. Такая форма оценки привычна и понятна пользователю, удобна заказчику. Но не каждый составленный тест качественный.

В этой статье мы разберём десять правил составления тестовых вопросов, благодаря которым вы сможете делать тесты ещё качественнее.
Формулируйте задания в вопросительной форме
Правило 1:
Хороший вопрос должен начинаться с вопросительного слова и заканчиваться вопросительным знаком. Вопрос в формате утвердительного предложения с последующим перечислением ответов для выбора имеет очевидный минус — размытие сути вопроса. Сравните:
Сформулируйте понятное задание для пользователя
Правило 2:
Задание должно иметь четкие понятные инструкции для пользователей. Помните, что цель тестирования не «завалить» или подловить на невнимательности, а проверить знания. Например, участники тестирования часто проваливают задания с частицей «не». Формулируйте вопросы с отрицанием как можно реже. Если нет возможности отказаться от такого вопроса, выделите частицу «НЕ», чтобы она стала заметной в тексте вопроса.
Проверьте однозначность и адекватность всех вариантов ответов
Правило 3:
Правильные ответы должны:
иметь однозначное толкование
Дистракторы (неверные варианты ответов) должны быть однозначно ошибочными, но при этом правдоподобными.
быть понятными пользователю при прочтении
Приведите все варианты ответов к одинаковой длине
Правило 4:
Частая ошибка начинающих методологов — брать формулировку верного ответа из материалов теории и дописывать рандомно неправильные варианты. При этом часто получается, что верный ответ сильно отличается от неверного не только по содержанию, но и по объему. Опытные пользователи, как правило, знают, что самый длинный вариант ответа — верный, и пользуются этой уловкой. Для того чтобы избежать ошибки, всегда приводите все ответы в задании к одинаковой длине.
Исключите эффект угадывания
Правило 5:
При формулировке дистракторов не используйте выражения: «ни один из перечисленных», «все перечисленные», «все ответы верны». Эти формы ответов провоцируют угадывание.
Сбалансируйте соотношение правильных ответов и дистракторов
Правило 6:
Например, если у вас 3 верных ответа, то и дистракторов лучше сделать 2–4. Это снижает вариант случайного угадывания.
Не перегружайте вопрос большим количеством вариантов ответа
Правило 7:
Большое количество ответов, особенно если в тесте есть тайминг, может ухудшить качество тестирования: пользователь будет нервничать и беспокоиться, успеет ли он ответить. Оптимальное количество вариантов — от 3 до 6.
Разделяйте сложные вопросы на несколько простых
Правило 8:
Если вопрос с большим количеством ответов требует обязательной проверки всех пунктов, разделите его на несколько частей. При этом обратите внимание, что ответ на один вопрос не должен служить ключом к правильным ответам на другие, то есть нельзя использовать дистракторы из одного задания в качестве правильного ответа другого.
Определите достаточное количество вопросов теста
Правило 9:
Исходите из целей обучения и объема материала курса. Хороший тест содержит достаточное количество вопросов по каждому модулю курса, чтобы все знания, умения и навыки, которые вы планировали оценить, были проверены. При этом надежность тестирования повышается, если одна и та же информация проверяется более одного раза с помощью вопросов разного типа.
Используйте вопросы разного типа
Правило 10:
Есть четыре уровня проверки усвоения информации:
Знание материала (помню, что изучил
Разберём, какие типы вопросов чаще всего подходят для проверки на разных уровнях:

Уровень «Знание» можно проверить с помощью вопросов типа «верно-неверно», «одиночный выбор», «множественный выбор».

Уровень «Понимание» проверяется с помощью вопросов типа «подставь значение», «введи слово», «сопоставь понятия».

Уровень «Применение» помогут оценить вопросы типа «нажми в нужной последовательности», «определи область», «перетащи объект в правильное положение». Здесь же может быть выбор решения для кейсовых ситуаций, задачи на расчёт, выбор компонентов из множества и т. д.

Уровень «Творчество» помогут проверить вопросы-эссе со свободным ответом, создание проекта, планов действий, приведение примеров, поиск ошибок и т. д.
Понимание взаимосвязей, технологий (понимаю, как полученные знания работают на практике)
Применение изученного (могу сам применить знания в работе)
Творчество, то есть создание нового (могу создать свою версию решения, проанализировать и оценить сделанное другими)
Мы разобрали базовые правила формулировки тестовых вопросов. Однако обратите внимание: в идеале тест должен получить экспертную оценку минимум двух специалистов или запуститься на фокус-группе. Это позволит скорректировать явные перекосы в разработке, проверить заданную сложность заданий, скорость ответов, исключить субъективность видения методолога или заказчика.
Удачных разработок и тестирований!

Компания Смарт Лайн Мультимедиа создает видео и курсы для роста вашего бизнеса. Также мы создаем имиджевые видеоролики, которые помогут компании выразить свою уникальность и увлечь аудиторию.